Любители RPG ликуют: 2025 год стал триумфом для жанра, но борьба за звание игры года обещает быть напряженной

Любители RPG ликуют: 2025 год стал триумфом для жанра, но борьба за звание игры года обещает быть напряженной

Когда осень уступает длинным ночам и зимней свежести, я начинаю задумываться, куда же делись минувшие месяцы. Время словно испарило 2025 год с привычной эффективностью, но в этом году у меня есть причина, почему я так легко позволил ему унести меня: поток выдающихся RPG.

Жанр переживает свой золотой век. Кажется, каждый разработчик стремится в разных направлениях, задаваясь вопросом, как создать 'идеальную RPG', даже если их видение совершенно не похоже на современников. В преддверии обсуждений игры года мы, безусловно, услышим, что эта фраза значит для разных людей. Лично я много размышлял об этом в этом году – но 2025 год доказал, что нет единственного ответа.

Для всех и каждого

4 февраля вышла игра Kingdom Come: Deliverance 2. Две недели спустя ее догнала Avowed. Несмотря на одинаковый месяц релиза, эти игры мало чем похожи. Kingdom Come: Deliverance 2 возвращает к старой школе RPG-дизайна, с замкнутыми и порой сложными системами, требующими подхода на своих условиях. Avowed же ощущается как уютная ванна, с более узким фокусом и изяществом, что позволяет даже самому занятому игроку быстро погрузиться в игру.

Лично мне больше понравилась Kingdom Come: Deliverance 2. Это связано с тем, что я ищу в RPG – возможность действительно погрузиться в ролевую сторону игры. Для баланса, рекомендую ознакомиться с мнением моего коллеги Джордана Герблика о том, как Avowed достигает своей "стройной и целеустремленной" концепции. Но суть в том, что Obsidian и Warhorse, несмотря на одинаковый жанр, стремились завоевать разные аудитории.

Перенесемся в настоящее, и Obsidian только что выпустила еще одну RPG – The Outer Worlds 2. В отличие от Avowed, The Outer Worlds 2 находят общий язык с Kingdom Come: Deliverance 2. Здесь гораздо больше системной текстуры – вы так же часто проваливаете проверки навыков, как и проходите их, а недостатки персонажа одновременно приносят пользу и вред, если вы их принимаете. Это принципиально другой подход, чем в Avowed, что показывает, что даже Obsidian понимает, что есть два типа игроков RPG, за которыми стоит гоняться.

Интересно, что Obsidian приписывает Baldur's Gate 3 заслугу в укреплении уверенности в The Outer Worlds 2. "Это дает нам надежду, что люди действительно хотят таких игр – мы на правильном пути, и это хорошо, что снова выводим такие вещи на передний план", - сказал мне директор игры Брэндон Адлер на Gamescom этим летом.

Хотя я бы поспорил, что эта аудитория всегда существовала, с такими разработчиками, как Warhorse, Larian – создателями Baldur's Gate 3, и студией Owlcat, работающей над Warhammer 40K: Rogue Trader, добиваясь успеха с менее массовыми предложениями, я согласился бы, что Baldur's Gate 3 определенно вывел более глубокую сторону жанра на массовую арену впервые за много лет. Возможно, Baldur's Gate 3 прозвонил в колокол – сообщив издателям и студиям о целой подгруппе игроков RPG, ждущих своего часа.

Пока одни разработчики сознательно возвращают жанр к его корням, как старший геймдизайнер Kingdom Come: Deliverance 2, заявивший, что "мгновенное удовлетворение в играх стало проблемой," другие рискуют, пытаясь инновации. Взять хотя бы пример с Avowed, который решил вопрос с излишней нагрузкой, позволив игрокам хранилище добычи удаленно. Это реалистично? Нет. Но нравится ли кому-нибудь быть перегруженным? Тоже нет. Даже The Elder Scrolls 4: Oblivion Remastered, несмотря на то, что это безопасный путь к одному из лучших RPG всех времен, ввел возможность спринта, упростив систему прокачки Bethesda.

Но самый смелый шаг 2025 года принадлежит Clair Obscur: Expedition 33. Трудно определить, с чего начать: свежая история и сеттинг? Парирование в пошаговой ролевой игре? Больший акцент (и, предположительно, бюджет) на представления и кат-сцены? Команда Sandfall Interactive имела мало на что опереться – возможно, Paper Mario проложил путь, чтобы Expedition 33 могла бежать – но все же рискнули, ставя на гибридную аудиторию, о существовании которой никто не знал.

Раньше я думал, что RPG идут только вперед, с каждым хитом добавляя новое блюдо к разнообразию жанра. Сейчас же жанр кажется более эклектичным, чем когда-либо – но что действительно удивительно, так это то, что кажется, что за столом найдется место для каждого. Упрощенные удовольствия Avowed могут соседствовать с Kingdom Come: Deliverance 2, и это нормально. Final Fantasy Tactics можно возродить в том же году, когда Expedition 33 встряхнул свои основы. Oblivion может выйти с минимальными изменениями и все равно продать миллионы. Ghost of Yotei показывает будущее реактивности и естественных механик в крупнобюджетном окружении.

Куда же RPG отправятся дальше? Не знаю – но готов поспорить, что когда будущие номинанты на игру года среди RPG будут ссылаться на свои влияния, мы услышим несколько имен из этого года. Но это мысли на далекое будущее: пока давайте попробуем определить игру года 2025, не скатываясь в гражданскую войну. Мы это сможем, правда?


Я был одним из первых, кто увидел истинную концовку Hades 2, и я не знаю, как относиться к тому, что Supergiant переписывает всю историю.

Оставить коментарий
Комментарий:
Комментарии
  1. user

    Интересно, как разнообразие в RPG достигло такого уровня. Приятно видеть, что игры могут быть такими разными и все равно находить свою аудиторию. Надеюсь, что студии продолжат экспериментировать и радовать нас новыми подходами. Особенно впечатлил рассказ о Clair Obscur: Expedition 33.